Маленькие
дети, как
будто радаром, начинают ловить сообщения о себе
и своей ценности через первые
ощущения от положительных или
отрицательных контактов. Вскоре
они начинают понимать
выражения лица и откликаться
на них
так же, как на прикосновения и
звуки. Дети, которых
нежно прижимают к себе,
которым улыбаются и
с которыми разговаривают, получают
сообщения, отличные от тех, что
получают дети, кото рых держат на
руках со страхом, враждебностью или
тревогой. Дети,
получающие мало контактов и чувствующие
равнодушие или враждебность родителей, испытывают пренебрежение
к себе. Они приучаются
чувствовать,
что они -- не о'кей, а возможно, даже могут чувствовать, что они
"ничто".
Первые чувства детей
к себе, по-видимому, остаются
наиболее мощной силой в
их жизненной драме, значительно
влияя на психологические позиции,
которые они
принимают, и на роли, которые они играют.
В
течение первых нескольких лет
дети начинают понимать
сценарные сообщения, передаваемые
им родителями словесно. Эти
сообщения являются предписаниями, которым
впоследствии дети чувствуют
себя обязанными
следовать:
"Однажды ты станешь знаменитым".
"Ты никогда ничего не
достигнешь".
"Ты ужасный ребенок".
"Ты, несомненно, помешанный".
"Мальчик, в тебе что-то есть".
"Ты медлительный, как черепаха".
"Ты дурное семя".
"Нам было бы намного лучше без
тебя"
Ребенку
предписывается
профессиональный сценарий, когда
родители говорят:
"Джордж прямо создан быть
доктором".
"Этот малыш никогда не найдет
работу".
"С
твоей предприимчивостью и энергией ты мог бы продавать холодильники эскимосам".
"Из тебя выйдет прекрасная
сиделка!"
"Она слишком ленива для того, чтобы
работать".
Один мужчина вспоминает, что в детстве постоянно слышал от родителей:
"Из
тебя выйдет хороший юрист. Ты обладаешь
даром красноречия". Он
получил юридическое
образование и стал прокурором.
Каждый ребенок получает определенные
сценарные предписания относительно своего пола
и женитьбы. Например, предписание "Когда ты
женишься..." имеет сообщение,
отличное от "Если ты только женишься...". На будущие половые роли
и установки
детей влияют такие утверждения, как:
"Ну чем она не маленькая мама!"
"Ты такой худой и костлявый ребенок, ты никогда не
станешь настоящим мужчиной".
"Почему ты не можешь быть
человеком!"
"Не
показывай свое остроумие,
милая. Это может отпугнуть молодых людей".
"Мы евреи и надеемся, что ты женишься
на еврейке".
"Ты можешь развлекаться с
этими девушками, но не женись на девице такого
сорта".
"Женитьба -- это западня, и только
дураки попадаются в нее".
Люди получают сценарные сообщения о
многих областях жизни. Например,ребенок
может слышать об образовании:
"Определенно, ты поступишь в колледж" или
"Колледж существует лишь для интеллектуалов"; о религии: "Мы
надеемся,
что ты
всегда будешь выполнять Десять Заповедей" или "Церковь -- это
обман";
об отдыхе:
"Физические упражнения тебе
полезны" или "Играть в футбол -убивать зря время.
Неудачный
или ни к чему не ведущий сценарий
может быть результатом нереальных
или неверных планов. Например, ребенка могут поощрять к
тому, чтобы стать
врачом или юристом, но в то же время не дать никаких сообщений о
времени, интеллектуальных способностях,
образовании и деньгах,
которые необходимы
для этого.
Избитая фраза "Не важно, что Вы
говорите, а важно, как Вы это говорите"
содержит
большую долю истины. Часто родители пишут
сценарий, говоря одно, а подразумевая другое.
Именно это подчеркивает
Перлз, утверждая, что большинство
разговоров -- это ложь. Не обращая
внимания на то, что говорят родители,
ребенок скорее всего будет реагировать
на невербальные сообщения.
Мягкое, нежное "Конечно, я люблю тебя" совершенно отличается от следующих
подобных
утверждений:
Натянуто: "Конечно, я люблю
тебя".
Сердито: "Конечно, я люблю
тебя".
Рассеянно: "Конечно, я люблю
тебя".
Комментариев нет:
Отправить комментарий