пятница, 3 февраля 2012 г.

Програмирование в детстве


 Маленькие  дети,  как
будто  радаром, начинают  ловить сообщения  о себе  и своей  ценности  через первые ощущения от  положительных или отрицательных  контактов.  Вскоре  они начинают  понимать  выражения лица  и откликаться на  них  так  же,  как  на прикосновения  и  звуки.  Дети,  которых  нежно  прижимают  к себе,  которым улыбаются и с которыми разговаривают, получают  сообщения, отличные  от тех, что получают дети, кото  рых держат на руках  со страхом, враждебностью  или
тревогой.  Дети,  получающие  мало контактов  и чувствующие  равнодушие  или враждебность  родителей, испытывают  пренебрежение  к  себе. Они  приучаются
чувствовать, что они --  не о'кей, а  возможно, даже могут  чувствовать, что они "ничто".
     Первые чувства  детей  к  себе, по-видимому,  остаются  наиболее мощной силой в их  жизненной драме, значительно влияя  на психологические  позиции,
которые они принимают, и на роли, которые они играют.
     В  течение первых  нескольких  лет  дети  начинают  понимать  сценарные сообщения,  передаваемые  им  родителями  словесно. Эти  сообщения  являются предписаниями,   которым  впоследствии   дети   чувствуют   себя  обязанными
следовать:
     "Однажды ты станешь знаменитым".
     "Ты никогда ничего не достигнешь".
     "Ты ужасный ребенок".
     "Ты, несомненно, помешанный".
     "Мальчик, в тебе что-то есть".
     "Ты медлительный, как черепаха".
     "Ты дурное семя".
     "Нам было бы намного лучше без тебя"
     Ребенку   предписывается  профессиональный  сценарий,   когда  родители говорят:
     "Джордж прямо создан быть доктором".
     "Этот малыш никогда не найдет работу".
       твоей предприимчивостью и энергией ты мог бы продавать холодильники эскимосам".
     "Из тебя выйдет прекрасная сиделка!"
     "Она слишком ленива для того, чтобы работать".
     Один мужчина вспоминает, что в  детстве постоянно слышал от  родителей:
"Из тебя выйдет хороший юрист. Ты обладаешь  даром красноречия". Он  получил юридическое образование и стал прокурором.
     Каждый ребенок получает определенные сценарные предписания относительно своего пола и  женитьбы.  Например, предписание "Когда ты женишься..." имеет сообщение, отличное от "Если ты только женишься...". На будущие половые роли
и установки детей влияют такие утверждения, как:
     "Ну чем она не маленькая мама!"
     "Ты такой худой и  костлявый ребенок, ты  никогда не  станешь настоящим мужчиной".
     "Почему ты не можешь быть человеком!"
     "Не  показывай  свое  остроумие,  милая.  Это  может отпугнуть  молодых людей".
     "Мы евреи и надеемся, что ты женишься на еврейке".
     "Ты можешь развлекаться  с  этими  девушками,  но  не  женись на девице такого сорта".
     "Женитьба -- это западня, и только дураки попадаются в нее".
     Люди получают сценарные сообщения  о  многих областях жизни.  Например,ребенок может слышать  об образовании: "Определенно, ты поступишь в колледж" или "Колледж  существует лишь  для интеллектуалов"; о религии: "Мы надеемся,
что ты всегда будешь выполнять Десять Заповедей" или "Церковь -- это обман";
об  отдыхе:  "Физические упражнения  тебе полезны"  или "Играть  в футбол -убивать  зря время.
     Неудачный  или ни  к  чему не ведущий  сценарий  может быть результатом нереальных или неверных  планов. Например,  ребенка могут поощрять  к  тому, чтобы стать врачом или юристом, но в то же время не дать никаких сообщений о
времени,  интеллектуальных  способностях,  образовании  и  деньгах,  которые необходимы для этого.
     Избитая фраза "Не важно, что Вы говорите, а важно, как Вы это говорите"
содержит большую долю истины. Часто родители пишут  сценарий, говоря одно, а подразумевая  другое.   Именно   это  подчеркивает  Перлз,   утверждая,  что большинство разговоров -- это  ложь. Не обращая внимания на то, что  говорят родители, ребенок скорее всего будет реагировать  на невербальные сообщения.
Мягкое,  нежное "Конечно, я люблю  тебя" совершенно отличается  от следующих
подобных утверждений:
     Натянуто: "Конечно, я люблю тебя".
     Сердито: "Конечно, я люблю тебя".
     Рассеянно: "Конечно, я люблю тебя".

Комментариев нет:

Отправить комментарий