Дефицит мужского влияния в неполных семьях проявляется в виде:
1. нарушений развития
интеллектуальной сферы (страдают аналитические и пространственные способности
ребенка за счет развития вербальных);
Для полноценного развития интеллекта ребенка
очень важно, чтобы в его окружении начиная с раннего детства, встречались оба
типа мышления: и мужской и женский. Отсутствие отца в семье, с чем бы оно ни
было связано: с разводом, смертью, раздельным проживанием или частыми и
длительными командировками, - отрицательно сказывается на развитии
математических способностей, как мальчиков, так и девочек.
2. недостаточно четкого
осуществления процесса половой идентификации мальчиков и девочек;
У мальчиков, воспитанных только матерью, наблюдаются развитие
женских черт характера, таких как словесная агрессивность, предпочтение игр и
занятий, традиционно свойственных девочкам, либо напротив, развитие
«компенсаторной мужественности», для которой характерно сочетание
преувеличенного мужского поведения с зависимым характером.
В развитии девочки отец играет
также важную роль. Для нее он мужчина номер один, его черты, особенности
поведения, нюансы взаимоотношений запоминаются порой на бессознательном уровне
и становятся образцом, к которому впоследствии будут притягиваться все типы
отношений будущей женщины с мужчинами. Дефицит мужского влияния в ходе
взросления девочки существенно затрудняет ее развитие как будущей женщины,
осложняет формирование у нее навыков межполового общения, что впоследствии
негативно отразиться на личной и семейной жизни.Отсутствие отца в семье или
человека, его заменяющего, сказывается на развитии личности мужского
самосознания мальчиков. Лишенные в детстве возможности достаточного общения с
отцом мальчики в последующем часто не умеют исполнять свои отцовские
обязанности и, таким образом, отрицательно влияют на личностное становление
своих детей.
Воспитывающиеся
без отца мальчики либо усваивают женский тип поведения, либо у них создается
искаженное представление о мужском поведении как антагонистически
противоположном женскому, и они не хотят вспоминать то, что пытается привить им
мать. В обоих случаях, складывается вульгаризованное представление о мужском
поведении как агрессивном, грубом, резком и жестком. У воспитанных без отцов мальчиков труднее развивается
способность сочувствовать, управлять своим поведением, у них больше шансов
стать психопатами, лишенными угрызения совести. Такие мальчики часто менее
зрелы и менее целеустремленные, не чувствуют себя в достаточной безопасности,
безынициативны и неуравновешенны, более робки.
Психологи
также указывают на негативные последствия чисто женского воспитания мальчиков. .
Если мальчик воспитывался в женском окружении, при отсутствии мужчины, который
мог бы стать для него образцом мужского поведения, у него почти всегда
выявляется то, что психологи называют нарушением поло-ролевого поведения, иначе
говоря, у такого повзрослевшего мальчишки и в характере, и в поведении слишком
много женского.
Для правильной половой
идентификации необходимо, чтобы ребенок не только четко осознал, что он такой
же, как его (отец), но и испытал нежные чувства к родителю противоположного
пола, с которыми при нормальных условиях воспитания в этот момент возникает
особенно близкие отношения. Если таких отношений нет, это может служить и одной
из причин развития гомосексуализма.
3. затруднений обучения
подростков навыкам общения с представителями противоположного пола;
У мальчиков,
воспитанных только матерью, можно наблюдать либо развитие женских черт
характера, таких, как словесная агрессивность, предпочтение игр и занятий,
традиционно свойственных девочкам, либо, напротив, развитие «компенсаторной
мужественности», для которой характерно сочетание преувеличено мужского
поведения с зависимым характером.
В
развитии девочки отец играет также важную роль. Для нее он мужчина №1, его
черты, особенности поведения, нюансы взаимоотношений с ним запоминаются (порой
бессознательно) и становиться образцом, своего рода магнитом, к которому
впоследствии будут притягиваться (или от которого будут отталкиваться) все типы
и формы отношений будущей женщины с мужчинами.
Огромную
роль в судьбе девочки играет, прежде всего, общая оценка ее внешности – даже в
самые ранние, дошкольные годы, а тем более в подростковом возрасте, когда
внешняя привлекательность становиться важным фактором самоуважения девочки.
Если в детстве девушка была лишена какого-либо мужского образца, повзрослев,
она недоумевает, глядя на «инопланетян» в пиджаках и с усами, с которыми
разговаривать нужно как-то не так, как с подругами, а как – ей непонятно.
Данные
множества исследований показывают: взаимоотношения девочки с ближайшим взрослым
мужчиной (обычно отцом) в раннем детстве оказывает влияние на ее последующую
личную жизнь. Женщины, которые вспоминают своих отцов как дружелюбных и
ласковых, считают некоторые психологи чаще оценивают свой брак как удачным в
сексуальном, эмоциональном и духовном отношении, чем те женщины, в памяти
которых остался образ холодного и не любящего отца.
Таким
образом, дефицит мужского влияния в ходе взросления девочки существенно
затрудняет ее развитие как будущей женщины, осложняет формирование у нее
навыков межполового общения, что впоследствии негативно отразиться на ее личной
и семейной жизни.
4. формирования избыточной,
патологической привязанности к матери.
Одна из наиболее
распространенных особенностей материнского воспитания в неполных семьях –
чрезмерная опека сына матерью. Мать хочет уделить сыну больше внимания,
которого он частично лишился в связи с отсутствием отца окружить большей
заботой, жертвуя собой, своими интересами и желаниями. Сотворив из сына подобие
маленького божества, она обрушивает на него такую лавину забот и
перестраховочных мер, что ребенок с детства отучается, и отлучается от
самостоятельности и инициативны, боится без матери сделать лишний шаг.
Нередко любовный деспотизм
матери (мой, только мой) приводят к деспотичной власти сына над матерью. Уже в
раннем детстве он начинает эксплуатировать ее в корыстных личных целях,
используя и материнскую любовь, и страхи, и самопожертвование. Подобный стиль
отношений он по привычке переносит и на других людей: родственников, знакомых,
сверстников, из-за чего постоянно конфликтует с ними. Получая отпор со стороны
тех, кто не желает подчиняться его капризам, сын еще больше подавляет мать
своими требованиями и неуемными желаниями.
У
юношей, отличающихся феминным (женственным) поведением, во взрослой жизни
возможны несколько вариантов. Самый благополучный из них: скромный
«женственный» юноша с мягким и покладистым характером встречает волевую,
сильную женщину, иногда старше себя. Они создают гармоничную семью. Он с
удовольствием выполняет в доме обычную женскую работу. Но гораздо чаще такие
молодые люди несчастливы в семейной жизни. Преимущественно женское окружение и
воспитание в детстве накладывают отпечаток на всю дальнейшую жизнь. Такие
мужчины избирают не просто подчиненное положение в семье, когда глава семьи
жена, но и утрированно женский тип поведения – страдательный.
Отсутствие
отца в семье или человека, его заменяющего, сказывается на развитии личности и
мужского самосознания мальчиков. На этот факт указывают психотерапевты. Они
отмечают, что лишенные в детстве возможности достаточного общения с отцом
мальчики в последующем часто не умеют исполнять свои отцовские обязанности и,
таким образом, отрицательно влияют на личностное становление своих детей.
Мальчики
из неполных семей не могут определить функции отца в семейной ситуации, так как
для ребенка она нереальна. Одной из проблем, с которыми сталкиваются дети из
неполных семей, является их неумение противостоять жизненным трудностям,
неуверенность в себе и, как следствие этого, низкий уровень их социальной
активности. Выходцы из неполных семей
чаще, чем дети из полных, живут только сегодняшним днем и надеются на то, что,
может быть, им когда-нибудь повезет. Их не интересует, как можно изменить свою
жизнь, они не желают строить планы на будущее
Человеку, выросшему без нормальной
семьи, присуще недоверие к людям, подозрительность и, как следствие, склонность
к отстраненности, изоляции, которые в свою очередь становятся причиной
ограничения развития. Они обнаруживают, как правило, отставание в умственном и
физическом развитии, повышенную агрессивность и чаще других пополняют состав
колоний для малолетних преступников.
Таким образом перед нами выстраивается модель поведения
ребенка, выросшего в неполной семье, и изучив ее, мы понимаем, что проблемы
нашего общества заключены в проблеме безотцовщины.
Комментариев нет:
Отправить комментарий