пятница, 29 марта 2013 г.

Проблема безотцовщины и хамства


В дореволюционной  России семья имела   патриархальный уклад и   почтение и уважение к родителям, людям преклонного возраста  было неотъемлемой частью  принятого в семье порядка. До 22 октября 1918 года юридически главой семьи был отец, он и нес ответственность за обеспечение семьи, воспитание детей, он предвидел беды и кризисы, и искал выход из критических ситуаций.
За период советской власти был  разрушен семейный уклад  русского народа. Государство стремилось проникнуть в самую глубину национальной культуры – в семью. Этого требовала мировая революция, осадное положение, мобилизационная готовность населения.  Были сломаны устои семьи: её религиозная составляющая,  ломается система собственности, отрицается родительская власть, власть отца.  И вот уже, как последствие безотцовщины,  брат идет  на брата, сын на отца. 
На самом деле кучка бунтовщиков где-то в столице в 17-м году никого не взволновала в обширной России. Крестьянская страна была очень  крепка своим укладом, отец являлся главой семьи,  был опорой и защитой для детей, жены. Дети уважали родителей и были послушны им. Семья была крепка единством и сплоченностью. Настолько крепка, что до крестьянских семей  советская власть добралась только к началу тридцатых годов, через десять лет, после революции. Лично армия Тухачевского бомбила с самолетов и жгла восставшие деревни на тамбовщине (ещё задолго до фашистов). Голодомор 29 – го и 31- го годов на обширных территориях, высылка семьями и отъём детей – всё это  полностью разрушило сложившийся годами  семейный уклад.
  Социальная модель "сын против отца" возникла в это время не случайно.  После пятнадцати лет революции семья все еще сопротивлялась политическим требованиям большевиков, отстаивала себя, особенно семья деревенская. Сын-доносчик подрывал семью изнутри. Его пример помогал властям запугивать тех, кто прятал хлеб и был уверен, что родня, дети не выдадут. Семья должна была стать ячейкой государства, подчиненной его целям и контролю. Уничтожение собственности и разрушение семьи стало единым процессом сталинской эпохи.
Именно в это время возникла история Павлика Морозова.
3-го сентября 1932 года недалеко от Герасимовки вместе со своим маленьким братом был убит 13-летний мальчик.  Четыре его родственника - дедушка, бабушка, двоюродный брат и крестный отец - двумя месяцами позднее были осуждены показательным судом и расстреляны.
Уже через несколько недель после смерти Павлика из него сделали могущественную икону в пантеоне коммунистических святых; он стал ребенком-мучеником, почитаемым за геройский поступок - донос на своего отца.
 Советские ученики десятилетиями проходили нравоучительную историю о Павлике Морозове. Урок для них заключался в том, что лояльность партии, идеологии  должна перевешивать лояльность к собственной семье.
Павлик стал любимцем советской пропагандистской машины, величавшей его председателем деревенской ячейки юных пионеров и официально присвоившей ему звание пионера-героя номер один. О нем были сложены поэмы, написаны книги и даже - опера.
 «Будь, как Павлик» - эти слова детям приходилось слышать с момента вступления в пионеры.

Сразу после этой трагедии  народный комиссар просвещения Андрей Бубнов издал в 1934 году приказ отдавать под суд неблагонадежных родителей, которые нерадиво относятся к своим детям. И малыши охотно выполняли поручения. Дети сообщали фамилии своих учителей и вожатых, которые, по их мнению, ленивы или профессионально непригодны. Как видим, отношение непочтения к родителям, старшим, лидерам   сформировало  мировоззрение нашего народа в период  социализма.
Менталитет и проклятие Павлика Морозова еще лежит на нас, это забвение основных человеческих ценностей, предательство устоев  семьи.  «Почитай отца твоего и мать твою и будет тебе благо», так говорит Священное Писание. В нас воспитали лояльность и верность партии, идеологии,  вместо почтения и верности отцу и матери, собственной  семье. Единство семьи было разрушено. Это настоящий дух безотцовщины и предательства. Вместо блага мы, не оказывая уважения и благодарности  своим родителям, пожинаем настоящее проклятие.  
 В результате, посмотрите на Россию в настоящее время: уровень смертности в нашей стране достиг темпов военного  времени и привел к возникновению нового термина - гиперсмертность. Трудоспособное население России сокращается на один миллион человек в год - то есть, за один год целиком вымирает один из таких городов, как Челябинск, Уфа или Пермь. Убыль жителей России газета «Вашингтон пост» назвала «беспощадной, непрерывной и, возможно, неостановимой». Мы видим, как проклятие пришло в нашу страну из-за того, что была разрушена целостность, единство  семьи, почтение к родителям.
Советская идеология воплотила недостойную модель поведения детей по отношению к родителям, разрушила существующий институт семьи.  Родители перестали быть авторитетом для детей, через них можно было переступить во имя идеологии, верности партии, а позже, и  во имя своих целей. 
Непочтение, неуважение к  родителям,  семье, посеянное после Октябрьской революции,  приводит к печальным последствиям.  Проклятие приходит на каждое новое поколение детей, не уважающих  своих родителей, и в результате, на всю страну в целом.
Еще одна причина непочтения и хамства – это безотцовщина.
С 1914 года мужское население было изъято на войну. Первая мировая война, гражданская война, вторая мировая война. С этих  войн не вернулось десятки миллионов мужчин.
 Бедность, безотцовщина, превышение женского населения над мужским населением. К тому же после войн вернулось много психически травмированных мужчин. Мужскому населению был нанесён качественный и количественный ущерб. Франция до сих пор не прощает Наполеона Бонапарта за уничтожение  генофонда её народа в его войнах.
           За одно  поколение жертвами безотцовщины становятся условно 20 млн. человек с поломанными судьбами. Это дети,  не имеющие любви отца, его защиты, финансовой поддержки,  возможности положиться на отца в любой критической ситуации. За три поколения 60 миллионов - это ныне живущие,  пострадавшие от безотцовщины дети.  Почти половина страны. Вот масштаб ущерба нанесённого институту семьи в России. До революции главой семьи был отец, который нес на себе ответственность за всех членов семьи, его власть признавали дети, он мог планировать будущее детей, предвидеть кризисы.  
     Дети, выросшие без отца, не имеют понятия, как  относиться к тем, кому обязаны своим рождением.  В большинстве своем они никому не подконтрольны,   беззащитны, никто не помогал им планировать   жизнь, некому было помочь советом, финансами.  Огромное количество детей после двух мировых войн и гражданской войны оказались в детских домах. Их количество продолжает расти.
 После Второй мировой войны у нас было 678 тысяч сирот, сейчас по официальным данным — более 700 тысяч, а по неофициальным — еще процентов на 10 больше. С 1990 года количество детских домов выросло с 900 до 2100.
Министерство Образования Российской Федерации приводит следующие статистические данные по выпускникам детских домов и интернатов:
50% сирот после окончания детского дома попадают в группу риска;
40% попадают в криминальную среду;
10% совершают самоубийство;
33% остаются безработными;
20% становятся бездомными;
и только 4% поступают в ВУЗы.
Дети, выросшие в детских домах, не знающие любви и заботы родителей, защиты отца, не могут  иметь почтения, уважения   к   родителям, старшему поколению, начальству. Они не подготовлены к  созданию  семьи,  воспитанию детей, так как,   у них не было правильной модели семьи перед глазами.   Они не могут привить  эти навыки и своим детям.
Вот неполный перечень того, к чему приводит дефицит мужского влияния :
- Нарушений развития интеллектуальной сферы (страдают аналитические способности);
Для полноценного развития интеллекта ребенка очень важно, чтобы в его окружении начиная с раннего детства, встречались оба типа мышления: и мужской и женский. Отсутствие отца в семье отрицательно сказывается на развитии математических способностей, как мальчиков, так и девочек.
- Недостаточно четкого осуществления процесса половой идентификации мальчиков и девочек;
В развитии девочки отец играет  важную роль. Он для нее мужчина номер один, его черты, особенности поведения, нюансы взаимоотношений запоминаются  на бессознательном уровне и становятся образцом, по которому женщина,  впоследствии,  строит отношения  с мужчиной. Дефицит мужского влияния в период взросления девочки  затрудняет ее развитие как будущей женщины, осложняет формирование у нее навыков общения с мужчинами,  что может  негативно отразиться в будущем на семейной жизни женщины. Женщины, которые вспоминают своих отцов как дружелюбных и ласковых, считают  психологи,  чаще оценивают свой брак как удачный в сексуальном, эмоциональном и духовном отношении, чем те женщины, в памяти которых остался образ холодного и не любящего отца.
- Отсутствие  в семье отца негативно сказывается на развитии личности  мальчиков. Лишенные в детстве возможности общения с отцом,  мальчики в будущем не подготовлены   к  исполнению отцовских обязанностей, что  отрицательно влияет на воспитание  их собственных  детей.
Воспитывающиеся без отца мальчики часто имеют  представление о мужском поведении как агрессивном, грубом, резком и жестком.  У воспитанных без отцов мальчиков труднее развивается способность сочувствовать, управлять своим поведением
Из книги "Корни хамства" Ольга Быкова

Комментариев нет:

Отправить комментарий