среда, 7 марта 2012 г.

Креативность


Человеческий потенциал безграничен. Большинство из нас потенциально могут добиться в жизни гораздо большего, но мы почему-то этого не делаем... А ведь в каждом из нас заложена огромная сила!

Восемнадцатого ноября 1995 года в Нью-Йоркском Линкольн-центре публика собралась на концерт Ицхака Перлмана. В детстве скрипач перенес полиомиелит и сейчас ходит на костылях. Публика терпеливо ждала, пока маэстро медленно продвигался по сцене к своему стулу. Вот он садится, кладет костыли на пол, освобождает ноги от скоб, устраивается на стуле в своей характерной позе (одна нога подогнута, другая выдвинута далеко вперед), потом наклоняется, чтобы взять скрипку, зажимает ее подбородком и, наконец, кивает дирижеру, показывая, что готов играть...
Этот ритуал повторяется на каждом концерте Перлмана, перед тем как зазвучит его великая музыка.
Однако в тот раз все было иначе.
«Едва отзвучали первые такты, - пишет музыкальный критик из Houston Chronicle, - как у скрипки лопнула струна. Был отчетливо слышен щелчок, словно кто-то выстрелил в зале. Никто не сомневался в том, что означал этот звук. И никто не сомневался в том, что должно последовать дальше». 
Зал затаив дыхание ждал. Было очевидно - Перлман сейчас положит скрипку, наденет скобы, возьмет свои костыли, с трудом поднимется со стула и медленно удалится за кулисы, чтобы взять там другую скрипку или заменить лопнувшую струну. Перлман не сделал этого. Он только на секунду закрыл глаза, а потом дал знак дирижеру начинать сначала. Слушатели боялись дышать...
«Всем известно, что невозможно исполнить симфоническое произведение на трех струнах. Это очевидно - невозможно! Но Ицхак Перлман не захотел этого знать. Он играл страстно, мощно, виртуозно... Было видно, как он корректирует, меняет, а то и заново пишет пьесу в уме... В какой-то момент казалось, что он расстраивает струны, чтобы извлечь из них звуки, которых прежде они никогда не издавали».
Когда скрипач закончил, в зале несколько мгновений царила тишина, а затем все как один встали.
«Мы вскочили со своих мест, мы рукоплескали и кричали «Браво!». Он улыбнулся, вытер пот со лба, поднял руку, чтобы утихомирить нас, и произнес - не хвастливо, а наоборот, тихо, задумчиво и даже благоговейно: «Знаете, иногда перед музыкантом встает задача выяснить для самого себя, сколько музыки он может извлечь из того, что у него осталось».


ВАРИАЦИИ НА ТЕМУ ЖИВОСТИ УМА
Слово «живость» вряд ли придет кому-то на ум при мысли о человеке, который с трудом передвигается, как Ицхак Перлман, и все же, судя по тому, что произошло в тот вечер в Линкольн-центре, эта характеристика будет для него самой подходящей. И дело не столько в подвижности пальцев, сколько в живости ума. Музыкант делал свою работу, просто в тот раз он выполнял ее при более сложных обстоятельствах - играл на покалеченном инструменте. Вероятно, опыт ежедневного преодоления собственного увечья и побудил Перлмана пойти нестандартным путем -- вместо того чтобы заменить непригодную скрипку, он заставил три струны делать работу четырех.
Струны рвутся, обстоятельства меняются, но жизнь продолжается! 
Интеллектуальная живость - качество, которое сейчас необходимо всем нам. Пример Перлмана - это повод задуматься: а обладаем ли мы качествами, которые помогут нам строить свою жизнь именно такой, какой мы хотим ее видеть? Исследуем это, чтобы разобраться!
Есть ли у нас беспредельный исследовательский интерес? Хотим ли мы понять, как и почему попали в определенную ситуацию, что полезного можем извлечь из нее, чему можем научиться? 
Есть ли у нас умение устанавливать границы, внутри которых наше творчество приводило бы нас к желаемому успеху? Умеем ли мы точно определять - где, сколько, как, за какой промежуток времени? Или нам по-прежнему хочется «все и причем вчера»? И в неудовлетворенности такой безграничности проходит время, в котором ничего не происходит? Есть ли у нас умение обходить преграды? Что происходит, когда на нашем пути возникает препятствие? Мы останавливаемся и причитаем, что жизнь несправедлива, а может, возвращаемся, чтобы подорвать его, а может, карабкаемся, напрягаемся, боремся, преодолеваем? Что выбираем мы? Какие ищем способы, чтобы ускорить события и при этом сохранить нашу жизненную силу и энергию? Есть ли у нас гибкость в достижении целей? Каким законам мы подчиняемся - «Все или ничего?» и «Так или никак?». Сколько у нас в голове вариантов достижения намеченного? А ведь хороший план - это когда их три!

НАЙТИ НОВЫЙ СПОСОБ
Живость ума - это не беспорядочная хаотическая креативность, это не «творческое недержание» в виде выброса фонтана неупорядоченных идей. Гибкость, например, знаменитого американского кинорежиссера, сценариста и продюсера Стивена Спилберга помогает ему заниматься творчеством в рамках киноиндустрии, ограниченных определенными условиями и техническими возможностями. Перлман исполнял ту же пьесу, но иначе, пытаясь компенсировать почти катастрофическое изменение, произошедшее с его скрипкой.
Уже сейчас психологами доказано, что настоящие лидеры – в первую очередь люди гибкие, которые не отказываются от своих планов, если избранный способ достижения цели по какой-то причине в данный момент недоступен. Подобных примеров в истории - масса. Такие люди лавируют, выжидают и наступают, ищут обходные пути, чтобы прийти к поставленной цели, а если не находят таковых, то корректируют или меняют цели, делая их более достижимыми.

ЕЖЕСЕКУНДНО ЧЬЯ-ТО МЕЧТА СТАНОВИТСЯ РЕАЛЬНОСТЬЮ!
Мы живем в естественной среде, но также и в мире, который мы придумали сами, и который затем стал для нас реальностью. Подчас это трудно осознать и принять, но это факт. То, как и в чем мы живем, создано нами, нашими родителями и прародителями... Бумага, чернила, грамматика, печатная машинка, компьютер, с помощью которых и посредством которых создан этот журнал, музыка Перлмана, фильмы Спилберга и парки Диснея, новые биотехнологии - когда-то все это было чьими-то мечтами, но человеческая энергия и творческая мысль воплотили их в действительность. Мир, который мы придумываем и творим, все время меняется - ежедневно и ежесекундно какая-нибудь фантастическая идея становится реальностью.
Этот непрекращающийся процесс реализации человеческих мечтаний проявляет себя не только стремительным развитием технологий, не только бесконечным потоком новых товаров и услуг, но также изменением вкусов, взглядов и поведения -- ведь люди все время придумывают и примеряют на себя новые стили жизни. 
В мире, который окружает нас, нет и не будет равновесия. Чтобы процветать, надо поспевать за переменами. Вам приходилось слышать поговорку «Будешь делать то, что делал всегда, - получишь то, что имел всегда»? Она уже устарела! Сегодня, когда время ускорилось и любая остановка -- это движение назад, правильнее сказать: «Будешь делать то, что делал всегда, - лишишься того, что имел!».
Живости ума вам и легкости в поиске нестандартных выходов из созданных вами ситуаций - как оплатить кредит, как найти новую работу, чем заниматься, чтобы обеспечить семью, как сделать так, чтобы жизнь стала удивительно прекрасным путешествием!
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий